Сегодня замечательный крещенский сочельник. И может в связи с этим, а может от того, что мне часто попадаются всякие модные аттеистические заметки, у меня возникли кое-какие мысли. И поскольку спорить я считаю вредным занятием: мой опыт подсказывает, что, к сожалению, истинный смысл спора никогда не реализуется, а все сводится к попытке доказать свою правоту, я решила кое-что выразить о религии, исключительно, в смысле — выразить свою точку зрения, не претендуя на спор.
Функциии религии
читать дальшеКак гласит курс религиоведения, религия имеет несколько функций: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная (ата-та), интегративная и культурно-транслирующая. Таким образом, первая и главенствующая функция любой религии — мировоззрение. Остальные функции являются само собой вытекающими из мировоззрения индивида. Что собственно и так понятно, поскольку все остальные функции в жизни любого индивида и общества так или иначе вытекают из его мировоззренческой позиции.
Мировоззрение
читать дальшеМировоззрение начинается, пожалуй, с создания этого самого мира и его мироустройства. Если обратиться к религиям мира, то все они имеют единый стержень, единый миф о происхождении, который отличается всего лишь деталями, и, как это не страшно звучит, мало отличается от научной гипотезы (мифа) о происхождении и мироустройстве. Все они основаны на гипотезе: вначале не было ничего. Интересно, что Хопкинс в одном фильме пытался доказать отсуствие Бога, по причине как раз научной гипотезы миросоздания. Для этого он использовал такой иллюстративный материал. Вот есть материя и энергия. Чтобы понять, что есть материя, а что энергия, представим себе некую пустыню, в которую приходит человек и начинает копать яму. В результате появления ямы образуется гора. Так вот материя — это гора, а антиматерия, энергия — яма. Так вот разница между
аттеистическим и религиозным мировоззрением заключается лишь в том, что аттеист утверждает, что яма и гора появились сами собой (или же по неоткрытым, недоказанным причинам), а верующий верит, что Бог — есть первопричина, грубо говоря вот то, что копало эту самую яму. Как же разница? Кто-то верит, а кто-то нет. Разве есть в этом причина для вражды и тех, и других по отношению друг к другу? Как писал Михаил Афанасьевич, в конце концов каждому воздастся по его вере. Неверие — это такая же вера, как отсутствие
результата — тоже результат.
Мироустройство
читать дальшеМироустройство практически все религии сравнивают с яйцом. И согласитесь, что яйцо — весьма интересная интерпритация теории частиц и атомов. Похоже. Ну да есть еще теория струн. Опять-таки все это гипотезы. Но противоречий лично я не наблюдаю. Речь скорее о наличии у индивида абстрактного или конкретного мышления при чтении некоторых источников. Так очень часто говорят: вы что верите, что этот мир был создан за 7 дней? Верю. Но не за 7 человеческих дней. Мы же отдаем себе отчет, что отчет времени — форма существования нашей мысли. То есть то, что в неких текстах говорится о 7 днях — есть метафора. Такая же которую используюстя создатели фильмов ВВС, начинающихся со слов:
Давайте представим всю историю нашей планеты, переложенную на сутки. Тоже самое применимо к Дядечке. Люди с конкретным мышлением воспринимают Бога, как Дядечку, потому что мыслить абстрактно не умеют: в космос летали, никого там не видели. Что ж, это интерпретация.
Священники
читать дальшеИнтерпретация — это самая интересная часть любого мировоззрения. Все что мы думаем о себе, о мире вокруг нас — всего лишь наша интепретация происходящего и сущего. Если в гностическом мире, интерпретаторами являются ученые, то в религизном мире — священники. Вряд ли кто-то может похвастаться, что прочитал от начала до конца, например, Ветхий Завет. Люди, прочитавшие любые священные тексты, пытаются их интерпретировать. Люди, интепретирующие эти тексты в определенном каноне, которому учат в конкретных местах (например, духовной семинарии), приобретают статус «свещенника», или хранителя и интпретатора определенного мировоззрения.
Регулятивная функция
читать дальше Регулятивная функция присущая абсолютно всем религиям, в том числе и язычеству. В атеистическом мировоззрении эта функция отдана юриспруденции и теории права. В любом случае каждый из нас живет не по собственному разумению, а по правилам общества. Имея в пределах видимости трехлетнего ребенка, можно совершенно четко сказать, что живи мы по собственному разумению, а не по научению старших, часть нас совершенно точно загнулась бы от удара «машинкой в лоб» и т. п. Как это не странно, но именно христианская религия имеет мало отношения к «наказанию». До Христа практически любая регулятивная система основывалась на том, что в Ветхом Завете (иудаизме), называлось «око за око, зуб за зуб». Христос совершил чудовищную революцию, осмелившись сказать, что мы должны прощать друг друга. И вся христианская религия основана на теории прощения. Интересно также и то, что образ наказания в лице дьявола появляется гораздо позже, во времена средневековой схоластики. Христианский Бог не наказывает, в отличии от своих языческих аналогов, он прощает. И его основная функция прощать.
Прощение
читать дальшеИменно поэтому когда мы говорим: ты веришь человеку, который тебя учит тому-то тому-то, а сам ездит на лексусе!, в этом случае мы говорим не о христианстве, а о зависти. Что есть священник для верующего — интерпретатор, и этот интпретатор, по умолчанию, виновен больше остальных, поскольку от его интпретации зависит, чем занят его приход: сжиганием ведьм или прощением. Не хотите быть ведомым? Вот священные тексты: читайте, интпретируйте. Лично я предпочитаю заниматься рисованием. Это всего лишь функция, делигированная мной определенному человеку, также как я делигирую специально обученному человеку тачать мне сапоги. И в настоящий момент я могу выбрать, к кому я пойду для интепретации: храмов довольно много и священников тоже. Один мой знакомый батюшка во время службы побивал кадилом младшего сына за непослушания, а другой подвез облитую грязной водой в межсезонье женщину (облил не он, просто увидел, что такое произошло) до дома, чтобы она могла переодеться. Все мы люди, и священники тоже.
Благословение
читать дальше Основная задача священника — это даровать благословение. Благословение — это отличительная особенность именно христианского мировоззрения. Возможны вы найдете аналоги в своей жизни. Что это такое? Наверное, тут луше объяснить так. В исландских сагах, а соответственно архаичных языческих обещствах, довольна рапространена была ситуация, когда в результате зависти одного члена общества к другому возникала вражда, вырезание целого рода. Например, одна женщина позавидовала другой женщине из-за красочного платка, который последней подарил ее же муж (то есть завистница к этому платку вообще никакого отношения не имела). А теперь представим ситуацию, когда в женском коллективе приходит одна женщина в новых «черевичках». Назовем ее Маша. Даша радуется за Машу и говорит: ах, Маша, до чего же ты хороша в этих черевичках! Саша возможно тоже так говорит, но в обеденный перерыв, когда Маша снимает черевички пытается эти черевички украсть. Это белое и черное. И тут все понятно. Но есть допустим Глаша, которая радуется за Машу, но черевички ей очень нравятся, а в отличии от Саши она не настолько прямолинейна, чтобы украсть эти черевички, или ударить Машу в лоб и черевички отобрать силой. Вместо этого Глаша думает: у Маши новые черевички, конечно, она ведь такая красивая, она их заслужила, а я вот такая страшная! Это грех «Не укради», ибо Глаша желает эти черевички. Глаша гложет себя, сама же себя изводит. Это грех «Не сотвори себе кумира», ибо нас учат возлюбить себя с нашими кривыми ногами, которые создал нам Бог. А может и того хуже, не умея снять этот стресс, Глаша приходит домой и отрывается на муже и ребенке. Или же Глаша думает: что Маше купил эти черевички муж, а ее бестолковый. Глаша доводит мужа, муж начинает брать на работе взятки или уходит с работы по производству хлеба на высокооплачиваемую работу в оборонный комплекс. И тогда Глаша носит черевички на деньги, которые заплатили ее мужу за изготовление машин по убийству людей. И это уже «Не убий». Если Глаша атеист, она идет к психоаналитику. Если Глаша верующая, она идет к священнику на исповедь и за благословением. Если священник - хороший и правильный интепретатор и на своем месте, Глаша выйдет из храма без мысли об этих черевичках, подарив Маше прощение за то, что она такая красивая и у нее такие красивые черевички, и по дороге из храма трава будет зеленее, а небо синее. Это не преувеличение, люди, познавшие благословение, поймут о каком душевном подъеме я говорю. Это, действительно, исцеление души. Возможно вы настолько правильны, что чувства зависти вам не знакомы, да и вообще любые желания (стоять у витрины и смотреть на голубоглазую куклу, понимая, что денег на нее у вас нет). Но если вы человек из плоти и крови, как и я, вы понимаете о чем я говорю. В настоящий момент основная функция церкви сводится для меня к этому. Усмирение своих страстей. Я не убиваю и не ворую в прямом смысле этого слова, но у меня бывает чувство зависти по отношению к более успешным индивидам нашего общества. Справиться с этими эмоциями самостоятельно довольно сложно.
Все что я здесь написала — это интепретация, а не истина. Я взяла на себя «грех» попытки интепретировать то, что знаю из курса религиоведения, ¼ Ветхого завета и интерпритированного Евангелия, а также личного опыта и всего того, что рассказывали мне мои предки (бабушки, дедушки).